В Шанхае не узнали, где находится Латвия?

Наблюдатели неоднозначно оценивают латвийское участие в международной выставке World Еxpo 2010 в Шанхае. Плюсы — визит президента Валдиса Затлерса и надежды на китайские инвестиции. Минусы — скандал вокруг латвийского павильона и недостаток презентационной информации о нашей стране.

Латвии, без сомнения, стоило ехать на World Expo, считает Юрис Пайдерс, журналист, ранее возглавлявший деловую газету Dienas bizness. Согласен с ним и Андрис Озолс, директор Латвийского агентства инвестиций и развития (LIAA). При этом оба признают: часть выгод, которые Латвия могла бы получить от участия, она упустила.

“Мы начали выставку на 25 дней позже, чем планировалось. В результате нанесен некоторый урон репутации страны, — признал в разговоре с Телеграфом Озолс. — Вывод: готовиться к выставке надо заблаговременно. Решение об участии было принято слишком поздно”.

Также директор LIAA считает: не была соблюдена пропорция между рекламой страны и частной компании Aerodium, поражавшей посетителей воздушной акробатикой. “Надо было больше рекламировать государство, — говорит Озолс. — Функция маркетинга страны была отдана компании, а не оставлена за Агентством инвестиций и развития. 150 тысяч латов ушло на рекламу Латвии. Вопрос: нельзя ли было уделить больше внимания рекламе страны, а не саморекламе исполнителя?”

Однако, несмотря на все промахи, директор Агентства инвестиций и развития считает: концепция была правильной.

“Страна стала узнаваемой, — говорит Озолс. — Для Латвии это хорошая платформа для приобретения маркетинговых возможностей. И очень важно после выставки не забыть о Китае в экономическом плане. Я считаю, нужно открывать экономическое представительство Латвии в Китае, чтобы те, кого наша страна заинтересовала, могли наладить контакты. К тому же это третья экономика в мире. У нас такие представительства есть в 10 странах. И вопрос о Китае ранее уже вставал. Понятно: с Китаем работать придется”.

А где карта мира?

“Важно понимать, что мы хотим от этого участия, — солидарен Юрис Пайдерс. — Если мы готовы давать деньги предприятий, портов, налогоплательщиков на то, чтобы рекламировать не государство, а услугу воздушных акробатов, — все здорово. Но страна-то не рекламируется. Проблемой на первом этапе было и то, что люди не понимали, где Латвия находится — в Африке или еще где-то? Не было никакой информации, что за страна, что она может предложить. Я был в группе балтийских журналистов на World Expo. Единственное общение с журналистами: дали какую-то странную ксерокопию. Не было даже буклетов, кроме каких-то двух листочков, на которых указывались затраты Латвии на павильон. Но насколько мне известно, к визиту президента и Дням Латвии все было исправлено. А до этого, когда я там был в августе, о стране не было никакой информации”.