Обретение независимости Латвии

Ed_glezinОбретение независимости Латвии было кровавым, хоть и не настолько, как в случае Литвы. Еще одним отличием стала большая активность и большее влияние националистов, в результате чего в постсоветской Латвии возникла проблема «неграждан».

Процесс выхода Латвии из Советского Союза в конце 1980-х – начале 1990-х годов развивался в общем контексте восстановления независимости Прибалтики. Литовский «Саюдис», народные фронты Латвии и Эстонии поддерживали друг друга в противостоянии с советской властью, проводили совместные съезды (Балтийские ассамблеи), а в августе 1989 года организовали акцию «Балтийский путь», в которой приняли участие более миллиона человек (участники тогда выстроились живой цепью, соединив Таллин, Ригу и Вильнюс).

Существенное влияние на происходящее в Латвии оказали события в соседней Литве, первой среди советских республик объявившей о независимости. Народный фронт Латвии в то время планировал постепенный переход к независимости, однако, вдохновившись опытом соседей, стал действовать быстрее и решительнее.

В рядах Народного фронта присутствовали радикальные силы, которые, например, добились того, что сотни тысяч жителей республики (главным образом русскоязычные) были объявлены «негражданами». Среди них оказались и некоторые бывшие борцы за независимость.

Народный фронт Латвии возник на волне гражданской активности, затронувшей широкий спектр тем – от экологии до истории. Примером такой активности стала кампания против строительства Даугавпилсской ГЭС. Работы по строительству станции начались еще в конце 1970-х годов, и к середине 1980-х годов значительная их часть была выполнена. Однако в 1986 году журналист Дайнис Иванс в своей статье в газете Literatura un Maksla («Литература и искусство») призвал остановить строительство, чтобы не допустить затопления заповедной долины реки и сохранить присутствовавшие там редкие виды растений и животных. Призыв прекратить строительство нашел немало сторонников. Начался сбор подписей за отказ от проекта (всего таких подписей было собрано более 30 тысяч). «Материал долго мариновали, а когда наконец напечатали, — вспоминает Иванс об упомянутой статье, — моя квартира как-то вдруг превратилась в некий штаб революции. И я моментально оказался в гуще всего, что происходило». В итоге летом 1987 года союзный центр согласился прекратить строительство. А Иванс вскоре стал основателем и лидером Народного фронта.

Другой формой активности стали так называемые «календарные» митинги. Серия таких выступлений прошла в 1987 году.

Митинги были приурочены к годовщине депортации латышей, состоявшейся в 1941 году, к годовщине подписания пакта Молотова-Риббентропа. Акция состоялась и по случаю годовщины создания независимой Латвийской республики в 1918 году.

Формирование Народного фронта началось летом 1988 года. Он объединил группы с различными взглядами (как коммунистов-реформаторов, так и противников коммунизма) под лозунгами демократизации и суверенитета Латвии (изначально доминирующей позицией в НФЛ было именно стремление к суверенитету, большей самостоятельности в составе Союза, а не к полному отделению от СССР). К моменту учредительного съезда НФЛ, который прошел в октябре 1988 года, группы поддержки этого движения насчитывали более 100 тысяч человек.

Выборы в Верховный совет Латвийской ССР состоялись весной 1990 года, спустя неделю после того, как Верховный совет Литвы, где большинство получили сторонники «Саюдиса», объявил о независимости республики.

Народный фронт Латвии получил в парламенте 131 мандат из 160. Очевидно было, что события будут развиваться по сценарию, похожему на литовский.

Однако по поводу того, как именно следует восстановить независимость республики, разгорелись споры.

Еще весной 1989 года радикально настроенные национальные движения (имевшие сторонников и в рядах НФЛ) начали формирование так называемых «гражданских комитетов» и регистрации «граждан Латвийской республики» (тех, кто проживал в Латвии на 17 июня 1940 года, то есть до ее вхождения в состав СССР) и их потомков. Идея состояла в том, чтобы восстановить независимость Латвии, не прибегая при этом к помощи Верховного совета, который националисты считали частью оккупационной власти. Вместо этого они планировали составить реестр «граждан Латвийской Республики», а затем провести Конгресс граждан, который и утвердил бы решение о ее независимости.

Руководство Народного фронта, склонявшееся к тому, чтобы провести решение о независимости через парламент, идею националистов не поддержало и выдвигать в Конгресс граждан своих представителей отказалось. С учетом влияния, которым пользовались националисты в НФЛ, перед Народным фронтом даже возникла угроза раскола. Однако перед выборами 1990 года стороны все же отказались от конфронтации, договорившись объединить усилия для победы.

Уже после выборов споры возникли вокруг формулировок будущей декларации независимости. Умеренное крыло НФЛ считало, что достаточно будет указать, что Латвия вступает на путь независимости. Другие настаивали на немедленном выходе из СССР. Решающую роль, как отмечал позднее основатель НФЛ Дайнис Иванс, сыграл пример Литвы. «Я был в Вильнюсе 11 марта, когда там принимали Декларацию независимости, и знаю, что у них тоже было немало споров, — вспоминает он. — Был принят очень резкий документ о том, что Литва выходит из Советского Союза ‘сиюминутно’. И тогда нам стало понятно: наш мягкий вариант не пройдет – народ его просто не поймет. «.

Декларация о независимости Латвии была принята 3 мая 1990 года. За нее проголосовали 138 из 160 депутатов, включая небольшую группу парламентариев, не входивших в состав фракции НФЛ.

Спустя несколько дней было сформировано новое правительство. Пост премьера занял заместитель председателя Народного фронта Ивар Годманис.

Как и в Литве, в Латвии на некоторое время установилось двоевластие. Начали создаваться властные структуры независимой Латвии, при этом советские органы управления продолжали действовать. В МВД большинство милиционеров согласились подчиняться новому руководству, но рижский ОМОН сохранил лояльность Советскому Союзу. Похожая ситуация возникла в прокуратуре, где основная часть сотрудников перешла на сторону новой власти, а меньшая часть заявила, что будет считаться лишь с советскими законами и советской властью.

Сторонники СССР в Латвии призывали Горбачева ввести в республике прямое президентское правление (с подобными лозунгами в Латвии, как и в соседней Литве, выступал «Комитет общественного спасения»). Фактически это подразумевало применение силы против сторонников независимости.

Власти Латвии, осознавая, что им угрожает нечто подобное литовскому сценарию (рижский ОМОН, противостоявший в латвийской столице сторонникам независимости, активизировался еще в начале января, заняв здание Дома печати и телефонный узел), отреагировали быстро. В ночь на 13 января — спустя несколько часов после событий в Вильнюсе – лидер НФЛ Дайнис Иванс выступил по радио. Он призвал сограждан выйти на улицы для защиты свободы и демократии.

На призыв откликнулись сотни тысяч людей. Когда они стали собираться, возникла идея о строительстве баррикад. Основными объектами, которые требовалось защитить, стали здания Верховного совета и правительства, латвийского телевидения и радио. Баррикады решено было также соорудить возле городских мостов.

Утром в столицу начали стягиваться грузовики, строительная и сельскохозяйственная техника для блокирования улиц, доставлялись строительные материалы, бревна, бетонные блоки. К утру 14 января баррикады были построены. Охранявшие их люди в основном не были вооружены (наиболее важные участки были усилены вооруженными милиционерами).

Баррикады были скорее символом сопротивления, чем серьезную преграду для войск. Однако, как и в случае с теми, кто позднее защищал Белый дом в Москве, этот символ сыграл свою роль.

Масштабной операции против защитников баррикад советские власти проводить не стали. В последовавшие дни произошла серия локальных атак, в которых участвовали бойцы ОМОНа. Первой жертвой стал шофер министерства транспорта, который был застрелен при нападении омоновцев на баррикаду возле одного из рижских мостов. Наиболее серьезной стала атака ОМОНа на министерство внутренних дел Латвии. При штурме были убиты двое милиционеров, кроме того, случайными жертвами перестрелки у здания МВД стали двое операторов из группы кинорежиссера Юриса Подниекса и один подросток. Позднее утверждалось, что возле МВД в тот день находилась еще одна группа вооруженных людей, которая вела огонь по зданию (высказывались предположения, что в Риге в тот день находились бойцы «Альфы»).

Вскоре атаки омоновцев прекратились. К концу января большинство защитников баррикад разошлись по домам.

Противники независимости Латвии позднее еще пытались оказывать давление на республику, но серьезных попыток вернуть ее под контроль СССР уже не было.

Так, весной-летом 1991 года произошла серия нападений на таможенные посты Латвии (а также соседней Литвы). В них участвовали бойцы рижского и вильнюсского отрядов ОМОНа. Нападавшие сжигали посты, а таможенников избивали.

Окончательно противостояние между союзным центром и Латвией было прекращено после провала августовского путча. В сентябре независимость республики была официально признана руководством СССР.

lenta. ru

======================================== =========================

ДЕКЛАРАЦИЯ

ВЕРХОВНОГО СОВЕТА ЛАТВИЙСКОЙ СОВЕТСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ О ВОССТАНОВЛЕНИИ НЕЗАВИСИМОСТИ ЛАТВИЙСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Провозглашенное 18 ноября 1918 года независимое Латвийское государство получило в 1920 году международное признание и в 1921 году стало равноправным членом Лиги Наций. Свое самоопределение латышская нация юридически осуществила в апреле 1920 года, когда на всеобщих, равных, прямых и пропорциональных выборах мандат доверия народа был вручен Учредительному собранию. 15 февраля 1922 года оно приняло основной закон государства — Конституцию Латвийской Республики, которая de jure в силе по настоящее время.

Ультимативная нота сталинского правительства СССР того времени, врученная 16 июня 1940 года правительству Латвийской Республики с требованием смены правительства, и вооруженная агрессия СССР 17 июня 1940 года должны быть квалифицированы как международное преступление, результатом которого явилась оккупация Латвии и ликвидация суверенной государственной власти Латвийской Республики. Правительство Латвии было образовано по указаниям представителей правительства СССР. С точки зрения международного права это правительство не являлось исполнительным органом суверенной государственной власти Латвийской Республики, так как представляло интересы не Латвийской Республики, а СССР.

14 и 15 июля 1940 года в оккупированной Латвии в условиях политического террора на основе противоправно принятого антиконституционного закона о выборах были проведены выборы в Сейм. Из 17 представленных списков кандидатов к голосованию был допущен лишь список кандидатов «Блока трудового народа». В предвыборной платформе «Блока трудового народа» не содержалось требования о провозглашении советской власти в Латвии и о вступлении Латвийской Республики в состав Советского Союза. К тому же результаты голосования были фальсифицированы.

Сейм, образованный противозаконно, в результате обмана народа, не являлся выразителем суверенной воли народа Латвии. Он не обладал конституционным правом решать вопрос об изменении государственного устройства и ликвидации суверенитета Латвийского государства. Эти вопросы был вправе решать лишь народ, однако свободное всенародное голосование проведено не было.

Тем самым включение Латвийской Республики в состав Советского Союза с точки зрения международного права не имеет силы, и Латвийская Республика как субъект международного права существует de jure до настоящего времени, что признают более 50 государств мира.

Исходя из принятых Верховным Советом Латвийской ССР 28 июля 1989 года «Декларации о государственном суверенитете Латвии» и 15 февраля 1990 года «Декларации по вопросу государственной независимости Латвии», а также принимая во внимание Обращение Вселатвийского собрания народных депутатов от 21 апреля 1990 года.

учитывая определенно выраженную волю населения Латвии, отдавшего большинство голосов тем народным депутатам, которые в своей предвыборной программе выразили решимость восстановить государственную независимость Латвийской Республики.

Встав на путь восстановления свободной, демократической и независимой Латвийской Республики di facto.

Верховный Совет Латвийской ССР постановляет:

1. Признать приоритет основных принципов международного права над нормами государственного права, считать противоправным соглашение между СССР и Германией от 23 августа 1939 года и явившуюся его следствием ликвидацию суверенной государственной власти Латвийской Республики 17 июня 1940 года б результате вооруженной агрессии СССР.

2. Объявить декларацию Сейма Латвии от 21 июля 1940 года

«О вступлении Латвии в Союз Советских Социалистических Республик» не имеющей законной силы с момента ее принятия.

3. Возобновить действие принятой Учредительным собранием. 15 февраля 1922 года Конституции Латвийской Республики на всей территории Латвии.

Официальное название Латвийского государства — ЛАТВИЙСКАЯ РЕСПУБЛИКА, сокращенно — ЛАТВИЯ.

4. До принятия новой редакции приостановить действие Конституции Латвийской Республики, за исключением статей, определяющих конституционно-правовые основы Латвийского государства, которые

в соответствии со статьей 77 Конституции могут быть изменены лишь всенародным голосованием, а именно:

статья 1 — Латвия является независимой демократической республикой;

статья 2 — Суверенная власть в Латвийском государстве принадлежит народу Латвии;

статья 3 — Территорию Латвийского государства в границах, определенных международными договорами, образуют Видземе, Латгале, Курземе и Земгале;

статья 6 — Сейм избирается путем всеобщего, равного, прямого, тайного и пропорционального голосования.

Статья 6 Конституции применяется после возобновления структур государственной власти и управления независимой Латвийской Республики, гарантирующих свободное проведение выборов.

5. Установить для восстановления государственной власти Латвийской Республики de facto переходный период, завершающийся созывом Сейма Латвийской Республики. Во время переходного периода высшую государственную власть в Латвии осуществляет Верховный Совет Латвийской Республики.

6. Считать возможным во время переходного периода применение норм Конституции Латвийской СОР и иных законодательных актов, действующих на территории Латвии в момент принятия настоящей Декларации постольку, поскольку они не противоречат статьям 1, 2, 3 и 6 Конституции Латвийской Республики.

В случаях спора вопросы применения законодательных актов разрешаются Конституционным судом Латвийской Республики.

Во время переходкого периода право принятия новых законодательных актов или изменения действующих актов принадлежит только Верховному Совету Латвийской Республики.

7. Образовать комиссию для выработки новой редакции Конституции Латвийской Республики, соответствующей нынешнему политическому, экономическому и социальному положению Латвии.

8. Гарантировать гражданам Латвийской Республики и других государств, постоянно проживающим на территории Латвии, социальные, экономические и культурные права, а также политические свободы в соответствии с общепризнанными международными нормами о правах человека. Распространить эти права и свободы в полной мере на граждан СССР, которые выразят желание проживать в Латвии, не принимая ее гражданства.

9. Отношения между Латвийской Республикой и СССР строить на основе действующего и поныне мирного договора между Россией и Латвией от II августа 1920 года, коим на вечные времена признанана независимость Латвийского государства. Для переговоров с СССР образовать правительственную комиссию.

Декларация вступает в силу с момента ее принятия.

Председатель Верховного Совета Латвийской ССР А. Горбунов

Секретарь Верховного Совета Латвийской ССР И. Даудиш

г. Рига, 4 мая 1990 года.

Конституционный Закон Латвийской Республики

О ГОСУДАРСТВЕННОМ СТАТУСЕ ЛАТВИЙСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Осознавая свою ответственность перед народом, принимая во внимание Деклара¬цию от 4 мая 1990 года «О восстановлении независимости Латвийской Республики», результаты вселатвийского опроса 3 нар¬та 1991 года, а также то, что в результа¬те государственного переворота 19 августа 1991 года в СССР прекратили существова¬ние конституционные органы государст¬венной власти и управления СССР и нет возможности реализовать статью 9 Декла¬рации от 4 мая 1990 года «О восстановле¬нии независимости Латвийской Республи¬ки» о восстановлении государственной не¬зависимости Латвийской Республики путем переговоров, Верховный Совет Латвийской публики ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Установить, что Латвия является независимой демократической республи¬кой, в которой суверенная власть Латвий¬ского государства принадлежит народу Латвии и международно-правовой статус которой определяет Конституция Латвий¬ской Республики от 15 февраля 1922 года,

2. Признать утратившей силу статью 5 Декларации от 4 мая 1990 года «О восстановлении независимости Латвийской Республики», которой установлен переходный период для восстановления государственной власти Латвийской Республики de facto.

3. До ликвидации оккупации и аннексии и созыва Сейма всю полноту высшей государственной власти в Латвийской Республике осуществляет Верховный Совет Латвийской Республики. На территории Латвийской Республики действуют исключительно законы и постановления ее высших органов государственной власти и управления.

4. Конституционный закон вступает в силу с момента его принятия.

Председатель Верховного Совета Латвийской Республики А. ГОРБУНОВ.

Секретарь Верховного Совета Латвийской Республики И. ДАУДИШ.

г. Рига, 21 августа 1991 г.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ СССР

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 сентября 1991 г. N ГС-2

О ПРИЗНАНИИ НЕЗАВИСИМОСТИ ЛАТВИЙСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Учитывая конкретную историческую и политическую обстановку, предшествовавшую вхождению Латвийской Республики в СССР, Государственный Совет СССР постановляет:

1. Признать независимость Латвийской Республики.

2. Исходя из Постановления V (внеочередного) Съезда народных депутатов СССР, провести переговоры с Латвийской Республикой для решения всего комплекса вопросов, связанных с обеспечением прав граждан и интересов СССР и образующих его государств, касающихся экономических, политических, военных, пограничных, гуманитарных и иных вопросов.

Сформировать государственную делегацию Союза ССР для переговоров с Латвийской Республикой, предоставить ей необходимые полномочия.

Учитывая особую заинтересованность РСФСР и БССР, граничащих с Латвийской Республикой, включить их представителей в указанную государственную делегацию Союза ССР.

3. При решении вопросов, связанных с признанием независимости Латвийской Республики, учитывать необходимость выполнения обязательств СССР перед мировым сообществом, а также соблюдения общепризнанных норм международного права, прав и свобод человека и национальных меньшинств, закрепленных в международных договорах и иных актах, участником которых является СССР.

4. Исходя из Декларации прав и свобод человека, принятой V (внеочередным) Съездом народных депутатов СССР, признать, что граждане СССР, выразившие пожелание остаться в Латвийской Республике или переехать в СССР, подлежат правовой защите СССР и той республики, гражданство которой они примут.

5. МИД СССР заявить о поддержке обращения Латвийской Республики о ее вступлении в ООН, а также высказаться в пользу ее присоединения к Совещанию по безопасности и сотрудничеству в Европе.

что производит латвия

как позвонить в латвию из россии

как выглядит латвия

This entry was posted in Латвия когда вышла из ссср and tagged , , , . Bookmark the <a href="http://latvia4.ru/ed_glezin/" title="Permalink to Обретение независимости Латвии" rel="bookmark">permalink</a>.

Comments are closed.